УзА Русский

10.10.2019 Версия для печати

Укрепляется законодательная основа борьбы с теневой экономикой

Укрепляется законодательная основа борьбы с теневой экономикой

Условия внешней экономической деятельности постоянно меняются, что предполагает согласование с ними свободной торговой политики каждого государства.

Экономическая суть теории «кривой линии» о налоговом бремени американского экономиста А.Лаффера заключается в том, что снижение налогового бремени оказывает положительное влияние на инвестиционную деятельность частного сектора. Повышение размера налогов влияет на рост теневой экономики. В результате из полученного дохода в бюджет будет поступать меньше налогов.

Как отмечает ученый, доходная часть Государственного бюджета формируется оптимально только в случае, когда налоговое бремя устанавливается меньше 30 процентов.

В Узбекистане масштабы теневой экономики по отношению к ВВП колеблются между 40-50 процентами. По сведениям Всемирного банка, в мире средний уровень теневой экономики составляет 17,2 процента. Однако этот показатель отличается в разных странах. Например, самый низкий показатель в Швейцарии – 8,6 процента, в Китае – 12,9 процента, России – 43,6 процента, наиболее высокий показатель в Боливии – 66,4 процента.

По мнению представителя классической теории Адама Смита, от снижения налогового бремени выиграет прежде всего государство. То есть, с сокращением налогового бремени у хозяйствующих субъектов останется больше средств, на основе их расходования на развитие производства можно будет получить больше дохода, в результате в бюджет поступит больше средств.

В нашей стране из года в год сокращается налоговое бремя, в том числе, чистое налоговое бремя по отношению к ВВП в 1991 году составило 45 процентов, в 2000 году – 40 процентов, к 2014 году – 20 процентов.

По мнению экспертов, в результате принятия Указа Президента страны «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 29 июня 2018 года ожидается снижение налогового бремени на фонд оплаты труда в 2019 года до 30 процентов.

В последние годы происходят заметные изменения и в сфере таможенных платежей. В частности, в результате внедрения новых ставок таможенных пошлин, которые применялись с 1 октября 2017 года, в среднем достигнуто снижение с 16 до 6,5 процента, то есть в 2,5 раза, по более 1500 товарным позициям установлена нулевая ставка акцизного налога.

Исходя из требований Указа Президента “О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан” от 12 апреля 2018 года, еще более унифицированы таможенная пошлина на импорт и ставки акцизных налогов.

В результате с 1 января текущего года действующие ставки таможенной пошлины на импортные товары сократились почти в 1,5 раза, из 1530 товарных позиций по 778 установлена нулевая ставка акцизного налога. В результате по 752 товарным позициям сокращены ставки до 70 процентов.

Вместе с тем в нашей стране в целях создания оптимальных условий для ввоза необходимых отечественным производителям импортного оборудования, сырья и материалов, стимулирования производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках готовой продукции предоставляются таможенные льготы.

В частности, взысканные за 8 месяцев текущего года таможенные выплаты составили 9 миллиардов 883,8 миллиона сумов, а предоставленные субъектам предпринимательства льготы превысили 39 миллиардов 504,6 миллиона сумов.

При этом, хотя в некоторых случаях из-за предоставления льгот по таможенным выплатам на некоторые виды сырья и технологического оборудования в целях развития предпринимательства таможенные выплаты сокращаются, затем в результате развития и расширения производства внутри страны и за счет внутренних налогов будет происходить увеличение поступлений в Государственный бюджет.

За последние два года осуществлены коренные реформы в налоговой и таможенной сферах. Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан” от 26 сентября 2019 года стал
очередным шагом в процессе реформ в налоговой и таможенной сферах. В соответствии с ним с 1 октября текущего года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 процентов сокращена до 15 процентов.

В настоящее время с учетом того, что доля НДС в составе поступлений в Государственный бюджет составляет 70-75 процентов, эти изменения приводят к оставлению в распоряжении субъектов внешней экономической деятельности больше средств, тем самым будет расширяться производство и соответственно возрастут доходы. Все это будет способствовать дополнительным поступлениям в бюджет и развитию системы.

Зокиржон МАККАМОВ,
старший преподаватель Таможенного института
 Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.

1 190
УзА